Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан
(далее – Агентство) было образовано Указом Президента Республики Узбекистан “О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля” от 01.06.2023 г.
Агентство является уполномоченным государственным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты и оказания социальных услуг населению и осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и организаций, их должностных лиц.
Миссия агентства — Профессиональные социальные услуги и социальная помощь
Задачи агентства:
- Уменьшение числа нуждающихся в социальной защите путем адресной работы, оказания социальных услуг и помощи, обеспечения социализации в обществе населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;
- Организация на уровне махалли социальных услуг и социальной помощи населению, имеющему риск попадания в трудную жизненную ситуацию, не лишая его привычной среды проживания;
- Постоянная гарантия их прав путем обеспечения стабильности социального обслуживания и социальной помощи;
- Повышение участия в формировании политики социальной защиты путем обеспечения прозрачности на всех этапах социального обслуживания и социальной помощи;
- Повышение адресности и эффективности услуг за счет учета потребностей и запросов населения при формировании социальных услуг.
Приоритетные направления деятельности Агентства являются:
I. В направлении разработки и реализации единой государственной политики и мер в сфере социальной защиты населения:
- разработка и реализация единой государственной политики в сфере социальной защиты населения;
- разработка программ социальной помощи по поддержке лиц и семьей, нуждающихся в социальной защите;
- разработка и мониторинг исполнения стандартов гарантированных социальных услуг;
- организация профессиональной службы «социальная работа» по работе с различными группами населения;
- выработка мер стимулирования расширения социального партнерства, дальнейшего активного привлечения негосударственного сектора и местных сообществ к оказанию разного вида услуг и поддержке уязвимых слоев населения;
- обеспечение прозрачности системы социальной защиты и организация ее процессов в форме, удобной для населения, путем цифровизации сферы.
II. В направлении совершенствования системы работы с лицами с инвалидностью:
- обеспечение поэтапного перехода от медицинской модели к социальной модели оценки и установления инвалидности;
- обеспечение лиц с инвалидностью высококачественными протезно-ортопедическими изделиями и средствами технической реабилитации;
- развитие реабилитации лиц с инвалидностью и сферы реабилитации, а также внедрение современных технологий в сферу;
- осуществление контроля за созданием условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, содействием в обеспечении занятости, координацией обеспечения инклюзивности и формированием благоприятной среды лиц с инвалидностью;
- формирование в обществе положительного отношения к лицам, нуждающимся в социальной защите, включая лиц с инвалидностью;
- осуществление мер по поддержке самостоятельной жизнедеятельности лиц с инвалидностью, оказание им социальных услуг на дому;
- совершенствование деятельности государственных специализированных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также центром реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью.
III. В направлении защиты несовершеннолетних детей:
- разработка и реализация программ по предупреждению насилия в отношении детей;
- совершенствование системы опеки и попечительства, в том числе развитие альтернативных форм ухода за детьми, основанных на семье;
- совершенствование системы усыновления (удочерения);
- организация защиты прав, свобод и интересов детей, нуждающихся в социальной защите;
- совершенствование системы организации лечения детей, нуждающихся в социальной защите.
IV. В направлении совершенствования системы защиты женщин:
- организация оказания профессиональной помощи женщинам от насилия и сексуального насилия;
- поддержка женщин, страдающих от насилия, в том числе создание приютов (шелтеров) и центров реабилитации.
V. В направлении работы с семьями, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации:
- оказание социальных услуг и помощи семьям, предупреждение взятия детей из семьи, развитие навыков родителей;
- создание системы поддержки беременных женщин, одиноких родителей и семей с малолетними детьми;
- развитие социальных услуг, оказываемых детям из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации;
- организация паллиативной помощи.
VI. В направлении работы с молодежью:
- создание системы оказания психосоциальных услуг;
- внедрение системы ориентации выпускников государственных специализированных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями на укрепление психологического здоровья, формирование необходимых навыков и получение знаний, овладение профессиями, трудоустройство и занятие предпринимательством на основе социальных услуг, направлений и опросов, предоставляемых и проводимых разными организациями.
VII. В направлении работы с одинокими престарелыми гражданами:
- организация услуг по уходу и поддержке на дому;
- создание системы оказания профессиональных услуг на базе домов-интернатов «Саховат» и иных учреждений;
- защита от насилия.
VIII. В направлении программ социального обеспечения:
- ведение единой государственной политики в сфере социального страхования;
разработка механизмов стимулирования вовлечения населения в систему социального страхования.